
История кинематографа в рамках наших показов будет классифицирована по периодам (иным вехам) в соответствии с некоей (псевдо)гегельянской логикой (не исключающей, впрочем, ни вторжения грубого анархического произвола, ни сознательных тактических отходов от заданной линии).
Советское. Фильм первый.
«Октябрь» 1927 год
Режиссеры: С. Эйзенштейн, Г. Александров
Оператор: Э. Тиссэ, В. Нильсен
В ролях: Н. Попов, В. Никандров, Н. Подвойскиий, В. Антонов-Овсеенко, Э. Тиссэ
Снятый к десятилетию Революции «Октябрь» С. Эйзенштейна традиционно считается творческой неудачей режиссера. После премьеры его ругали за недостаточное освещение организующей роли партии, сегодня – за идеологическое манипулирование историей. Все новаторские эксперименты с монтажом и звукозрительным контрапунктом (средствами немого кино!) были оценены как «трюкачество», «символизм» и «мишура», перегружающие картину. Известен остроумный отзыв В. Шкловского об этом «барочном» фильме: «Эйзенштейн запутался в десяти тысячах комнат Зимнего дворца, как путались в них когда-то осаждающие». Однако если «Октябрь» и является неудачей, то, пожалуй, одной из самых интересных и продуктивных неудач в истории мирового кино. Попытка Эйзенштейна «денатурализовать кинематограф», преодолеть его фотографическую изобразительность, «позитивистский реализм» (где визуальный и звуковой ряды лишь иллюстративно удваивают рассказ), создать «абстрактное», «иероглифичное» кино, оперирующее не застывшим знаком, а «символом в становлении», заслуживает того, чтобы на нее, как минимум, обратили внимание. Это первый фильм в триаде «Советское», фильм эпохи «Бури и натиска» нашего кинематографа, коммунистическая агитка и лаборатория невостребованных потенциальностей.
*Все показы проводятся на некоммерческой основе.
Адрес арт-кафе «Буфет»: Нижний Новгород, Ошарская ул., 14.